Нико­лай Тове­ров­ский: Управление проектами, людьми и собой

Издательство Бюро Горбунова представляеет практическое руководство по управлению проектом от замысла до воплощения. Проектом может быть сайт, приложение, стартап, статья, ремонт, путешествие, даже поход за хлебом™. Учебник предназначен для менеджеров, руководителей, стартаперов, дизайнеров, редакторов, разработчиков — и всех людей.

До конца ноября каждый читатель моего блога может получить бесплатный комплексный аудит своего сайта


Основная причина провала проектов — наивность менеджеров, которые надеются составить идеальный план, по которому пойдёт идеальный проект. Беспечность убивает проекты и людей. Проекты протухают и закрываются, а люди, которые их делают, тратят жизнь впустую, с ужасом обнаруживая в конце, что ничего заметного не сделали. Кажется, что качество и срок запуска проекта находятся в неразрешимом противоречии. Хотите хороший продукт — будьте готовы к срыву дедлайнов, дополнительным расходам и работе по ночам. Хотите соблюдать сроки и бюджет и вовремя уходить с работы — соглашайтесь на компромисс с качеством и совестью. Но мы не хотим с этим мириться — и вам не советуем. В учебнике собраны проверенные десятилетием практики бюро принципы и подходы к управлению проектами. Главная идея: качественный продукт можно и нужно запустить в срок, не разрушив команду, здоровье и всё вокруг. В разделе «Проекты» автор рассматривает проект как достижение полезного действия при сопротивлении реальности. Раздел «Люди» посвящён получению результата при помощи других людей. Раздел «Вы» рассказывает, как успех проекта зависит от вас: планирования, использования личного времени и развития. Читателю помогают прийти к выводу, что проект бывает не только на работе, и своей жизнью можно управлять как проектом. Читатель знакомится с теорией и сразу тренируется управлять проектами с помощью тестов, упражнений и интерактивных мини‑игр.

Что значит сделать.

Получить результат

Жена утром гово­рит вам: «Будешь идти домой — купи хлеба». Это зада­ние. Что оно зна­чит? Пере­фор­му­ли­руем: когда вы вече­ром сядете есть сва­рен­ный женой борщ, у вас на столе дол­жен лежать све­жий хлеб, кото­рый вы с удо­воль­ствием съе­дите. Иными сло­вами, вам нужно к часу «икс» иметь на столе вкус­ный хлеб. Когда зада­ние про­стое, ни у кого не воз­ни­кает про­блем с пони­ма­нием, что зна­чит сде­лать. Забыли купить хлеб? Не сде­лали. Не было све­жего? Не сде­лали. Хлеб ока­зался чер­ви­вый, когда вы его раз­ре­зали, один чер­вяк упал в борщ? Не сде­лали. Жена любит батон, а вы добыли «кир­пич»? Не сде­лали. По дороге домой вас насмерть сбил авто­бус? Очень жаль, вас будут хоро­нить и про хлеб сразу забу­дут, но зада­ние всё равно не сде­лано. Резуль­тат оче­ви­ден, потому что в момент «икс» вы или едите, или не едите хлеб. Вы это видите и чувствуете.

«Сде­лать» — зна­чит полу­чить резуль­тат к задан­ному сроку и с задан­ным каче­ством. Есть нуж­ный резуль­тат — сде­лано, нет резуль­тата — не сде­лано. Всё осталь­ное не имеет отно­ше­ния к «сде­лы­ва­нию». Совсем. Даже если полу­чить резуль­тат поме­шала комета, взо­рвав­шая Землю, зада­ние всё равно будет не сде­лано. При­чина не опро­вер­гает след­ствие. «Сде­лать» — булева функ­ция, воз­вра­щает или да, или нет.

Вроде пока всё понятно, хлеб купили. Давайте попро­буем теперь сде­лать что‑нибудь послож­нее, напри­мер макет стра­ницы сайта. У любого зада­ния есть срок. Допу­стим, сегодня поне­дель­ник, вам дали неделю и опи­са­ние того, что должно быть. Что зна­чит сде­лать макет? Ну, во‑пер­вых, это зна­чит, что к поне­дель­нику надо пока­зать кар­тинку. Если кар­тинки нет, зада­ние не сде­лано, и все это пони­мают одинаково. А если кар­тинка есть, то сде­лано? Непо­нятно — надо смот­реть, что нари­со­вано. Если не все тре­бо­ва­ния учтены? Понятно, не сде­лано. Если свёр­стано кое‑как? Тоже не сде­лано. Тут и воз­ни­кает стран­ное иска­же­ние реаль­но­сти. «Сде­лать» заме­ня­ется на «делать»:

  • Арт‑дирек­тор: Сде­лал макет?
  • Дизай­нер: Да, вот!
  • Арт‑дирек­тор: Никуда не годится.
  • Дизай­нер: Ну, это, я ста­рался, делал…
  • Кого вол­нует, что ты делал? Макет надо в вёрстку отда­вать, а там фарш. Зна­чит, вер­стать нельзя, зна­чит, не сде­лал. При­нёс хлеб с чер­вя­ками. Ты его вроде при­нёс и в срок, но есть его нельзя.
Рекомендуем прочесть  11 советов: как быстрее справляться с делами и быть продуктивным

Связь «сде­лы­ва­ния» с резуль­та­том демон­стри­рует мета­фора сту­дента и препода­вателя. Пред­ставьте сту­дента, кото­рый гото­вит диплом­ную работу. Мало напи­сать сам диплом, его ещё дол­жен утвер­дить науч­ный руко­во­ди­тель. И вот попался сту­денту нера­ди­вый науч­ный руко­во­ди­тель: посто­янно дина­мит несчаст­ного сту­дента, на встречи не при­хо­дит, сове­том не помо­гает. Под­хо­дит срок сдачи, а диплом не утверждён. Науч­ный руко­во­ди­тель, конечно, неправ, но из уни­вер­си­тета выго­нят сту­дента. Пре­по­да­ва­тель будет рабо­тать, как и раньше, а сту­дент отпра­вится в армию. В при­мере со сту­ден­том и пре­по­да­ва­те­лем пока­заны отно­ше­ния кли­ента и испол­ни­теля. Каким бы ни был кли­ент, если испол­ни­тель взял задачу, за её «сде­лы­ва­ние» отве­чает он. Испол­ни­тель дол­жен поза­бо­титься о результате.

«Сделать» значит получить результат.

Получить результат в мире клиента

Жена пору­чила купить хлеб к ужину. Вы забыли и сооб­ща­ете о про­вале по теле­фону. В ответ жена кричит: — Делай, что хочешь, но чтобы к ужину хлеб был! Раз­бе­рём эту фразу. Жена гово­рит «делай, что хочешь», зна­чит, ей всё равно, что вы пред­при­мете. Но её вол­нует резуль­тат: «чтобы хлеб был». В этом при­мере жена — кли­ент, а вы — исполнитель. Вполне логично, что жену вол­нует только резуль­тат, ведь только резуль­тат нахо­дится в мире кли­ента. Про­цесс же лежит в мире исполнителей. Чтобы добиться резуль­тата, необ­хо­димо понять мир кли­ента и сде­лать то, что будет полезно именно в этом мире. Ска­жем, если жена гото­вит к ужину борщ, то будет ждать батон. А если на ужин шаш­лык — ищите армян­ский лаваш. Если при­не­сён­ный вами хлеб не подой­дёт к блюду, вы не сде­ла­ете и, воз­можно, поссо­ри­тесь с женой. Хлеб у вас будет, а пользы для кли­ента — нет.

Результат — это польза в мире клиента.

Сдать

Если жена попро­сит купить хлеб, выпол­нить зада­ние будет несложно. Задача чёт­кая, хлеб про­да­ётся везде, его форма и свой­ства стан­дар­ти­зи­ро­ваны. Ожи­да­ния жены понятны. А как сде­лать задачу, где резуль­тат нечёт­кий? Чтобы изоб­ре­сти новый вид хлеба, раз­ра­бо­тать про­грамму или отпра­вить чело­века на Марс, при­дётся поста­раться. Сколько это зай­мёт вре­мени и сколько будет сто­ить, никто точно не знает. Такие задачи назы­вают проектами. Про­екты в мага­зине не про­да­ются, каж­дый не похож на дру­гой, и на старте никто не знает, что полу­чится в конце. Раз­ра­ботка про­екта ведётся в усло­виях край­ней неопре­де­лён­но­сти. Ожи­да­ния кли­ента зара­нее не известны даже ему самому. В этом слу­чае участ­ники про­екта дого­ва­ри­ва­ются, при каких усло­виях работа счи­та­ется сде­лан­ной. Испол­ни­тель сдаёт про­ект клиенту. Из‑за высо­кой неопре­де­лён­но­сти кли­енту трудно при­ни­мать реше­ния, поэтому работа над про­ек­том похожа на работу алго­ритма опти­ми­за­ции — к цели дви­жутся шагами, кор­рек­тируя направ­ле­ние в кон­троль­ных точ­ках. Кон­троль­ных точек должно быть доста­точно для того, чтобы учесть заме­ча­ния клиента.

Рекомендуем прочесть  10 книг по маркетингу и управлению собой

Пример работы над задачей длиной в неделю

Новичок Заря­жен и само­на­деян, поэтому счи­тает, что если дед­лайн в сле­ду­ю­щий поне­дель­ник, то он может рабо­тать всю неделю вме­сте с выход­ными. В поне­дель­ник ока­зы­ва­ется, что у клиента куча заме­ча­ний, исправ­лять кото­рые нет вре­мени. Нови­чок про­сит уве­ли­чить срок, про­ект растягивается.

ПНВТСРЧТПТСБВС
ДелаюДелаюДелаюДелаюДелаюДелаюДелаю

Фрилансер Без­дель­ни­чает всю неделю, берётся за про­ект на выход­ных. Резуль­тат похож на резуль­тат новичка — у кли­ента мно­же­ство заме­ча­ний, исправ­лять кото­рые неко­гда. Фри­лан­серу проще убе­жать от слож­но­стей и пожерт­во­вать репу­та­цией, чем решить про­блему. Он бро­сает про­ект и ищет дру­гого кли­ента, с кото­рым его схема прой­дёт, не забыв оста­вить гнев­ный ком­мен­та­рий на сайте «Кли­енты из ада».

ПНВТСРЧТПТСБВС
БезделиеАврал

Профессионал Рабо­тает системно. Пер­вый резуль­тат пока­зы­вает в поне­дель­ник или втор­ник. Полу­чив заме­ча­ния и скор­рек­ти­ро­вав направ­ле­ние, докру­чи­вает в сере­дине недели и не забы­вает оста­вить денёк на поли­ровку — в конце кли­ент все­гда про­сит попра­вить мелочи. Выход­ные хоро­ший испол­ни­тель остав­ляет для отдыха.

ПНВТСРЧТПТСБВС
ИдеяСогласованиеСогласование и доработкаДокруткаПолировкаОтдых

«Сделать» значит сдать.

Этапы работы и варианты планирования

Задача: Арт‑дирек­тор пору­чил вам зади­зай­нить форму на про­мо­стра­нице. Срок — неделя. Ещё вы обе­щали подруге схо­дить в кино. Запланирйте встречу с арт‑дирек­то­ром на под­хо­дя­щее время так, чтобы всё успеть.

  1. ПН. Поиск стиля.
  2. ВТ. Структура и сценарии.
  3. СР. Дизайн.
  4. ЧТ. Полировка.
  5. ПТ. Передача в верстку.

  1. ПН. Фейл. Смотреть не на что. Арт‑дирек­тор отка­зался смот­реть сырой дизайн. Ваша репу­та­ция снизилась.
  2. ВТ. Работаем дальше! Правильное решение — и ваша первая версия отправляется в ведро. Нормальный рабочий процесс. Хорошо, что не стали прорабатывать дизайн.
  3. СР. Надо всё переделать! Первая версия отправляется в ведро, бывает. Жаль, что уже принялись за проработку дизайна.
  4. ЧТ. Никуда не годится. Уже четверг! Первая версия отправляется в ведро. Времени на переделку впритык, кино придётся отменить. Подруга будет огорчена.
  5. ПТ. Провал! Первая и последняя версия отправляется в ведро. Вы подвели всех. Клиент не получит результат. Разработчики потратили время зря. Студия потеряет репутацию. Вы уволены.
Рекомендуем прочесть  Обои на рабочий стол: как не тратить время впустую

Сделать

Жена попро­си­ла купить хлеб к ужи­ну. Придя в мага­зин, вы обна­ру­жи­ли, что оста­лись толь­ко чёрст­вые кир­пи­чи. Вы позво­ни­ли жене, сооб­щи­ли о про­бле­ме и пред­ло­жи­ли взять то, что есть. Она согла­си­лась. Вечер. Вы еди­те борщ с чёрст­вым хле­бом. У всех пло­хое настро­е­ние — хлеб невкус­ный, ужин испорчен. И вы, и жена зна­ли, что хлеб будет чёрст­вым. Жена дала доб­ро на покуп­ку и при­ня­ла куп­лен­ный хлеб. Задача сде­ла­на, согла­со­ва­на и сда­на. Почему тогда у всех пло­хое настроение? Страш­ная тай­на: резуль­тат — это не согла­сие кли­ен­та в момент при­ём­ки про­ек­та, а то, что дей­стви­тель­но сра­бо­та­ло и при­нес­ло поль­зу. Это и есть насто­я­щий резуль­тат в мире клиента.

Как понять, что полу­чен насто­я­щий результат?

Во‑пер­вых, только реаль­ный мир пока­жет, насколько хорош резуль­тат, поэтому задача испол­ни­теля при­ду­мать спо­соб изме­ре­ния и оценки резуль­тата. С женой дого­ва­ри­ва­ются, что хлеб будет сего­дняш­ним. В работе опи­сы­вают, что и как измерять.

Чтобы про­ве­рить идеи, мы собе­рём инфор­ма­цию о коли­че­стве про­смот­рен­ных доку­мен­тов пра­во­вой базы, вре­мени и глу­бине изу­че­ния пра­во­вых доку­мен­тов, коли­че­стве поис­ко­вых запро­сов в пра­во­вой базе в сред­нем на одного пользователя.

Во‑вто­рых, когда кли­ент гово­рит «всё и так хорошо», а испол­ни­тель пони­мает, что насто­я­щий резуль­тат не достиг­нут, нужно найти сме­лость, чтобы пройти путь до конца.

Фир­мен­ный стиль «Парк‑ридера»

Бюро раз­ра­ба­ты­вало фир­мен­ный стиль «Парк‑ридера». Кли­ент при­нял дизайн нового логотипа. Когда лого­тип был утвер­ждён, и команда рабо­тала над визит­кой, арт‑дирек­тор настоял на пере­делке лого­типа. Было най­дено новое решение.

Зачем было тра­тить время, деньги и силы на лого­тип, если кли­ент его уже при­нял?

Пер­вый лого­тип не был насто­я­щим резуль­та­том по мне­нию арт‑директора.

Макет жур­нала «Глав­бух»

В про­екте макета жур­нала «Глав­бух» кли­ента устра­и­вала ста­рая обложка. Но в таком дизайне номера плохо отли­ча­лись друг от друга.

Дизай­неры не сда­лись. Они при­ду­мали десять вари­ан­тов оформ­ле­ния обло­жек для раз­ных слу­чаев. Кли­ент с удо­воль­ствием при­нял работу.

Нико­лай Тове­ров­ский Управление проектами, людьми и собой Изда­тель­ство Бюро Гор­бу­нова 2017

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Перейти к верхней панели